Форма входа  

   

Кто на сайте  

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   

Основные направления работы ГБОУ СОШ №2043 г. Москвы по внедрению ФГОС НОО

Подробности

В последние десятилетия в жизни нашего государства и в международном  сообществе произошли существенные социальные и экономические перемены. Стремительное развитие человеческой цивилизации, техническая и культурная сферы жизни начинают опережать способность человека осмысливать происходящее. В связи с этим были выработаны основные « Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». Данный документ включает в себя основы формирования ФГОС, задачи и цели общего образования, основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Президент Д.А. Медведев подчеркнул: « Мы утвердили образовательную инициативу «Наша новая школа». Смысл этой инициативы – в создании школы, которая должна помогать раскрывать личностный потенциал. Не только давать знания, но и раскрывать личность любого ребенка, который приходит в школу».

 

Переход на ФГОС НОО

 

   С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации        начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им станет интереснее, а уставать они будут меньше.

Все это станет возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.

Стандарт выдвигает 3 группы требований:

  • требования к результатам освоения ООП НОО;
  • требования к структуре ООП НОО;
  • требования к условиям реализации ООП НОО.

В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании, который получил научное обоснование и экспериментальную реализацию в школьной практике в соответствии с отечественной психолого-педагогической научной школой Л.С. Выготского и других ученых на протяжении последних 50 лет. Ключевое условие реализации данного подхода в начальном общем образовании – организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной (урочной и внеурочной) деятельности.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы является ориентировка в информационных и коммуникативных технологиях, способность грамотно применять их на практике. Реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Центральное место во ФГОС нового поколения отводится Основной образовательной программе (ООП), которая является нормативным документом, фиксирующим:

-цели начального образования школы :

  1. 1.Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья школьника;
  2. 2.Обеспечение эмоционального благополучия;
  3. 3.Сохранение и поддержка индивидуальности каждого школьника;
  4. 4.Развитие ребенка как субъекта обучения через общение и сотрудничество;
  5. 5.Формирование желания и основ умения учиться.

- результаты образования в образовательном учреждении, согласованные всеми участниками образовательного процесса;

-пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся), а также механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов (статья 9 Закона РФ «Об образовании»).

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проведено ряд мероприятий по следующим направлениям:

-создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

-создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

-создание организационного обеспечения введения ФГОС;

-создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

-создание информационного обеспечения введения ФГОС;

-создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии:

-с федеральным планом – графиком;

-с городским планом-графиком, разработанным на основании федерального плана-графика.

Существуют критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

-нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

-приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

-определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

-разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСО; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

-определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

-разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

-обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Таким образом, можно констатировать, что при введении ФГОС НОО в массовую практику увеличивается самостоятельность и ответственность образовательного учреждения.

 

Перед администрацией ГБОУ СОШ №2043 встал вопрос о создании условий для обеспечения перехода начальной ступени на обучение в соответствии со стандартами второго поколения.

 

Задачи:

1.Рассмотреть теоретические основы построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Определить механизм изменения образовательного процесса в начальной школе.

3.Разработать модель построения образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.

На первом этапе :

-создан Совет и рабочая группа по введению ФГОС в начальной школе, обозначены цели их деятельности;

-проинформированы члены рабочей группы о концепции, содержании и условиях реализации нового стандарта.

На втором этапе проанализированы:

- базисный учебный план;

- учебные программы и учебники, утвержденные МО и Н РФ на 2011/2012 учебный год;

- технологии;

- способы контроля и оценки планируемых результатов деятельности;

- имеющиеся ресурсы для реализации ФГОС.

Третьим этап проектирование основной образовательной программы начального общего образования и формирование учебного плана начальной школы на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа).

На четвертом этапе создавалась модернизированная образовательная система начальной ступени школы, соответствующей новому стандарту. Для этого:

-внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые документы школы;

-определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности.(дополнительное образование по предметам ИЗО, музыке (хоровое пение),физической культуре(американский футбол,тхеквандо,римика),

 

В связи с введением с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГБОУ СОШ №2043 была проведена следующая работа:

 

  1. 1.Нормативные условия введения ФГОС НОО

 

1. Разработан план мероприятий по внедрению ФГОС НОО в муниципальном общеобразовательном учреждении ГБОУ СОШ №2043 (приложение 1).

2. Вырабатывается банк нормативно-правовых документов от школьного до федерального уровней.

3. Изданы приказы по школе :

-«О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС НОО второго поколения»;

-«О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС НОО второго поколения»;

-«О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе» на 2011/2012 учебный год;

-«О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов» на 2011/2012 учебный год.

4) Разрабатываются локальные акты:

-Положение о Совете по введению нового ФГОС начального общего образования;

-Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования;

-должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год.

В 2011/2012 учебном году 1-е классы обучаются по образовательной системе «Школа России», на основе которых разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:

  • Пояснительная записка к основной образовательной программе.
  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  • Учебный план ГБОУ СОШ №2043
  • Программа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  • Программы отдельных учебных предметов.
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Система оценки достижений планируемых результатов.
  • Программа внеурочной деятельности.

Подготовлены проекты Положения о введении электронного дневника и журнала системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.

 

2. Финансово-экономические условия введения ФГОС НОО

В ГБОУ СОШ №2043 с 2011 года действует Положение об оплате труда работников школы на основе новой системы оплаты труда (НСОТ).

 

3. Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО

Список учебно-методических комплектов приведен в соответствие с ФГОС НОО. Разработаны проекты рабочих вариантов учебных программ с учетом требований ФГОС НОО, а также программы внеурочной деятельности по всем направлениям, отраженным в Стандарте.

Каждый год в нашей школе проводятся профилактические медицинские осмотры врачей и стоматологов, лекции и беседы по здоровому образу жизни. Оборудован кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, тренинговый зал. Запланировано создание игровых комнат, зон отдыха в рекреациях.

В лицее функционируют Совет лицея, Общешкольный родительский комитет, которые принимают активное участие в управлении образовательным учреждением. На протяжении 4 лет наша школа сотрудничает с социальными партнерами: комиссией по делам несовершеннолетних, общественными организациями «Центр профилактики СПИДа», отделом по безопасности дорожного движения при ГИБДД г. Москвы и др.

 

               В марте 2011г. была организована встреча с родителями будущих первоклассников, на которой общественность была проинформирована о введении ФГОС с 2011/2012 учебного года, о самом Стандарте как совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы НОО, об учителях, которые будут преподавать в 1-х классах, а также об образовательных системах, по которым будет работать школа. Педагог-психолог информировала родителей о понятии готовности ребенка к обучению в школе.

В мае 2011 г. проведено анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.

 

4. Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

 

Школа укомплектована всеми необходимыми педагогическими кадрами.

Администрация школы обеспечила все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения:

  1. 1.Члены администрации и учителя будущих первоклассников принимали участие в семинарах городского окружного уровней на базе пилотных школ;
  2. 2.На заседаниях при завуче и методическом объединении учителей начальных классов проходила методическая учеба по таким вопросам, как:

-«Изучение нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО второго поколения»;

-«Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования»;

-«Система оценки результатов деятельности»;

  1. 3.В августе 2011 г. проведено МО учителей начальных классов «Школа в условиях перехода на новые ФГОС второго поколения»;
  2. 4.Учителя 1-х классов, прошли курсы повышения квалификации при МИОО,

Разрабатывается система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по  формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

 

5. Информационные условия введения ФГОС НОО.

 

На информационных носителях размещаются и сохраняются материалы образовательного процесса, в том числе работы обучающихся и педагогов.

Фиксируются ход образовательного процесса и результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Осуществляется контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в Интернете.

На сайте, информационных стендах, в школьной газете « » представляются материалы по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На заседаниях общешкольного родительского собрания, заседаниях педагогического совета, методического совета, школьных методических объединений систематически обсуждаются вопросы подготовки к введению ФГОС НОО.

 

6. Материально-технические условия введения ФГОС НОО

 

Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.

Педагогический коллектив работает в соответствии с нормами охраны труда.

Готовы списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с новым стандартом.

В наличии помещения для занятий:

-музыкой;

-хореографией;

-естественнонаучными исследованиями;

-иностранным языком.

Имеются:

-библиотека;

-малый и большой спортивные залы ;

-кабинет педагога-психолога;

-кабинет учителя-логопеда;

тренинговый зал;

-медицинский блок, состоящий из стоматологического кабинета, медицинского и процедурного кабинетов;

-столовая на 200 посадочных мест.

В школе имеется локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство. Данная сеть имеет выход в Интернет и подключена к серверу ,который обеспечивает хранение учебных материалов, формирование портфолио учащихся.

Каждый учитель начальной школы имеет доступ к современному мобильному персональному компьютеру.

Кабинет начальной школы оборудован:

  1. современной комбинированной доской , выполняющий функций меловой и маркерной;
  2. необходимый минимум мультимедийного оборудования, медиатека;
  3. достаточным количеством художественной, справочной литературы;
  4. дидактическими учебными пособиями;
  5. многофункциональными конструкторами для ролевых игр на основе ЛЕГО - наборов, цифровыми микроскопами.

         Все учащиеся обеспечены учебно-методическим комплектом учебных пособий. В достаточном количестве имеются спортивное оборудование и инвентарь.

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

ГБОУ СОШ №2043 на 2011 – 2012 учебный год

 

Мероприятия

Сроки

1. Нормативно-правовое обеспечение

1. Издание приказа «О создании школьного Совета по введению ФГОС НОО»

август

2. Издание приказа «О создании рабочей группы по введению ФГОС НОО»

авуст

4. Внесение изменений и дополнений в должностные инструкции учителей, работников администрации школы, ответственных за введение ФГОС НОО

август

5. Создание нормативно-правового акта «О стимулировании труда в ОУ в условиях реализации ФГОС НОО»

август

6. Разработка основной образовательной программы начального общего образования

май, июнь

7. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней

в течение 2011г.

2. Разъяснительная работа с родителями

1. Родительское собрание с родителями будущих первоклассников «Нововведения в учебную и внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО»

март, май, август

2. Проведение анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана

май

3. Оформление уголка для родителей «ФГОС НОО»

май, август

3. Организационная деятельность

1. Разработка плана-графика внедрения ФГОС НОО

апрель

2. Мониторинг необходимого ресурсного обеспечения ОУ в ходе изменений в соответствии с требованиями ФГОС НОО

апрель-май

3. Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП НОО действующим санитарным нормам, нормам охраны труда работников ОУ

в течение года

4. Пополнение библиотеки ОУ печатными и электронными ресурсами предметам учебного плана ООП НОО

в течение года

5. Создание системы контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

в течение года

6. Обеспечение публичной отчетности ОУ о ходе и результате внедрения ФГОС НОО

апрель

4. Научно-методическое сопровождение

1. МО учителей начальных классов «Школа в условиях перехода на новые ФГОС второго поколения»

май

2. Консультации директора, заместителей директора по УВР, ВР, методической работе для классных руководителей, учителей, осуществляющих внедрение ФГОС НОО

в течение года

3. Заседание школьного методического объединения начальных классов по теме « Деятельностный подход в организации УВП в начальной школе»

октябрь

4. Заседание школьного методического объединения начальных классов по теме «Организация внеурочной деятельности в начальной школе»

 

декабрь

5. Заседание школьного методического объединения начальных классов по теме «ФГОС НОО и здоровьесберегающие технологии»

январь

6. Повышение квалификации учителей

в течение года

7. Обеспечение участия учителей в городских и окружных семинарах, посвященных введению ФГОС НОО

в течение года

5. Диагностико-аналитическая деятельность

1. Проведение диагностики и готовности ОУ к введению ФГОС НОО

март-апрель

2. Сбор первичной информации, характеризующей образовательные и профессиональные запросы, интересы, состояние удовлетворенности, а также готовность к введению ФГОС НОО учителями на практике.

май

3. Психолого-педагогическое тестирование учащихся на предмет готовности к обучению (стартовая диагностика)

сентябрь

4. Оценка достижений, планируемых результатов учениками первого класса.

апрель-

май 2012

5. Обсуждение предварительных итогов внедрения ФГОС НОО на совещаниях педагогических работников

Совещания при директоре:

- о состоянии внедрения ФГОС НОО

- результаты оценки достижений планируемых результатов учениками первого класса

 

январь 2012

 

май 2012

6. Мониторинг эффективности повышения квалификации учителей, внедряющих ФГОС НОО.

в течение года

 

 

 

Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!

   
© На основе шаблона ALLROUNDER